В эту тему я, пожалуй, по мере возможности буду выкладывать описание нашей поездки на машине из Дмитрова по Восточной Европе. С фотографиями.
Подготовка к путешествию.
От летнего отдыха у нас остались открытые греческие мультивизы и мы решили воспользоваться ими в период школьных каникул, прокатившись по нескольким ближайшим к нам странам Европы с детьми.
Изначально мы готовились ехать вчетвером (сыну 9, дочери 3) и забронировали двухкомнатные апартаменты в Венгрии (Мишкольц-Тапольца), однако за день до поездки родители жены неожиданно согласились посидеть с нашей 3-х летней дочерью и мы решили оставить её с ними.
Некоторые замечания по подготовке машины.
1. Первым делом необходимо оформить на машину страховку, которая называется "Зелёная Карта" (международный вариант ОСАГО):
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E5%EB%B8%ED%E0%FF_%EA%E0%F0%F2%E0_(%F1%F2%F0%E0%F5%EE%E2%E0%ED%E8%E5)Минимальный срок действия полиса – 15 дней, стоимость "зелёной карты" в московском офисе ОАО СК "Альянс" с учётом возраста моей машины (12 лет) составила около 1000 рублей.
Также СК "Альянс" предлагает расширенный вариант страховки под названием "Европомощь" (от 400 рублей), которая позволяет в случае поломки машины, или ДТП, совершенного не по вашей вине, воспользоваться бесплатной услугой эвакуатора и получить компенсацию ущерба в России.
Оформить дополнительную страховку в нашем случае не получилось, т.к. она не предусмотрена для машин старше 9 лет.
2. Оценка рисков при езде на личном автомобиле в чужой стране.
Необходимо понимать, что риски в поездке на личном автомобиле за границей отличаются от рисков езды на прокатном автомобиле. Во втором случае при надлежащей страховке ваша ответственность будет стремиться к нулю даже если виновником аварии будете вы. Исключение составляют случаи, когда вы находились в ненадлежащем состоянии (попали в ДТП в "искажённом виде"), или если вами был сбит человек. Во всех прочих случаях вам просто подгонят новую машину и вы поедете дальше.
В ситуации с личным автомобилем вы несёте ряд дополнительных рисков, которые отсутствуют в случае с прокатным авто.
Любой водитель со стажем может оценить для себя вероятность попасть в аварию на российских дорогах. Не смотря на то, что в Европе эта вероятность меньше, нужно быть готовым действовать на случай аварии. В Интернете есть немало примеров подобных ситуаций, но главное уяснить для себя следующее:
- необходимо иметь запас денег на обратные авиабилеты и прочие возможные непредвиденные расходы;
- битую машину оставить в Европе нельзя, её придётся вывозить. Стоять где-то на улице она тоже не может, её отвезут на платную спец.стоянку, которая будет стоить немалых денег. Поэтому, если страховая компания начинает "динамить" вас с ремонтом (выбором сервиса, вызовом эвакуатора ит.п.), желательно не дожидаясь окончания разборок самостоятельно отвезти машину в сервис и ремонтировать там за свой счёт. Вернёт ли деньги страховая компания и как быстро – зависит от ситуации, в которую вы попали.
Второй вариант: заплатить за утилизацию авто 400-500 евро, уехать в Россию и купить себе новое. Применительно к моему ТС на случай серьёзных повреждений я склонялся к последнему варианту, т.к. при любом раскладе выйдет дешевле )).
Бояться подобных проблем не нужно, ибо ездить на машине опасно в принципе, а жизнь вообще страшная штука, но продумывать по максимуму все возможные проблемные ситуации нужно обязательно. Это также касается и всех прочих вероятных проблем, которые вы можете найти на своё неугомонное заднее место.
3. Техническое состояние. Перед поездкой желательно сделать ТО в нормальной мастерской.
4. Конфигурация машины. На шипованной резине в большинстве стран Европы ездить запрещено. Трещины на лобовом стекле нежелательны. Всё это может привести к проблемам на границе (или в случае аварии, когда виновником могут признать вас, апеллируя к ненадлежащему техническому состоянию автомобиля), однако на практике такие ситуации редки, во всяком случае с небольшими трещинами проблем обычно не бывает.
Зимний сезон в Европе начинается (там, где он вообще начинается) с 1 ноября и по-хорошему необходимо ехать туда на зимней резине, однако всё зависит от фактической погоды и в нашем случае мы ездили на летней.
Везти резину с собой в багажнике не стоит, только запасное колесо! Либо она должна быть новая, без следов использования и желательно с чеком. В Интернете есть истории, когда на обратном пути при пересечении границы белорусские (или наши, в зависимости от места въезда) погранцы б/у-шные колёса считали за отходы и вламывали недетский штраф на основании того, что ввоз отходов без специального разрешения запрещён законодательством. Я сам не проверял, но подобный маразм вполне допускаю.
5. Дополнительно к стандартному набору (огнетушитель, «треугольник», аптечка) в машину нужно положить:
- светоотражающий жилет (купил в автомагазине на Космосе за 150 рублей), без него в тёмное время суток на трассах запрещено выходить из машины и на вас может налагаться штраф;
- буксировочный трос, насос, домкрат;
- набор ЗИП-ов (свечи зажигания, лампочки) и инструмента для быстрого ремонта;
- «походные» вещи (спички/зажигалка, нож, фонарик и т.п.);
- прочее (лопата, цепи на колёса и т.п.). Планируется в зависимости от времени года и характера поездки.
GPS-оборудование.
В данной поездке мною тестировались 3 (а использовалось по факту 4) системы GPS-навигации.
1. Основной навигатор: специализированный Garmin nuvi 150lmt, с поддержкой функции приёма информации о пробках в FM-диапазоне (в Москве без проблем принимает информацию «Яндекса»);
2. ПО GPS-навигации для ipad iGO;
3. ПО GPS-навигации для ipad TomTom Navigator;
Также в сумке лежал мой походный навигатор Garmin G62s, который писал трек нашего перемещения (комплекта из двух батареек АА хватает на 20 часов работы).
В дальнейшем привязанная ко времени суток информация о наших географических координатах была использована для гео-тегирования снимков (с помощью замечательной бесплатной программы GeoSetter) и сбора статистики. В результате, в служебную информацию EXIF для большинства снимков были прописаны координаты точки съёмки.
Идея получения GPS-координат для снимков путём синхронизации данных о времени съёмки с GPS-треком будоражила меня ещё пару лет назад и вот теперь я для себя отработал этот механизм на практике.
Технические детали, карты, использование POI, баз радаров и прочее по возможности допишу позже, благо использую всё это активно уже лет 7.
Сводная информация по поездке.
Даты поездки: 1 ноября – 9 ноября
Ночёвки:
1. Белоруссия: Брест (1 ноября);
2. Польша: Краков (2 ноября);
3. Венгрия: Мишкольц-Тапольца (3 -7 ноября);
4. Белоруссия: пос.Мир (8 ноября).
Общий километраж: ~4200 км
Затраты:
Бензин - 13000
Отели - 19420
Еда – 14200
Музеи и достопримечательности – 10200
Сувенирка – 2315
Еда/одежда (привезли с собой домой) – 19000
Билеты на поезд до Будапешта – 2136
ИТОГО: 80.000 (включая "шопинг"). Если что и упущено, то в пределах пары тысяч.